|
СТЕКЛО
Модные украшения из поддельных камней сделать легко и дешево. Камни отливают в форму, и, следовательно, они не требуют огранки, а любая необходимая полировка из-за их относительной мягкости производится быстро.Дешевую стеклянную бижутерию делают либо из кронгласса, либо из флинтгласса с показателями преломления 1,53-1,63. Добавка свинца увеличивает преломление и дисперсию, и эти камни, пока они новые, очень красивы, если их правильно огранить; плохо лишь то, что они очень мягкие и царапаются даже оконным стеклом. При трении во время носки они быстро теряют свою полировку; кроме того, они чувствительны к воздействию сернистых окислов, содержащихся в дымной атмосфере городов, и поэтому со временем приобретают неприглядный коричневый оттенок. Так как стекло не обладает достаточно высоким преломлением для того, чтобы можно было получить удовлетворительные результаты при бриллиантовой огранке, основание таких камней часто покрывают слоем ртутной амальгамы или, как это делали в старых ювелирных изделиях, в оправу вкладывают фольгу, чтобы свет отражался в камне, а не уходил через его основание.В настоящее время стекла, имитирующие драгоценные камни, широко используются в ювелирных изделиях. Тем не менее отличить имитации из стекла от драгоценных камней совсем не трудно.У материала, который обычно применяют для поддельных камней, показатель преломления колеблется в пределах от 1,58 до 1,68, твердость 5-7 по шкале Мооса, а удельный вес равен 3,15-4,15. Можно изготовить свинцовое стекло с низким показателем преломления 1,52, удельный вес его будет 2,70. Стекла изотропны, но со временем у них может появиться оптическая анизотропия. Дисперсия 0,010, в стеклах с большим содержанием свинца может быть выше.
Вверх
СТЕКЛОПОДОБНЫЕ ПАСТЫ
Спутать стеклоподобные пасты с драгоценными камнями или даже со стеклом, если они без оправы, невозможно, так как их удельный вес настолько мал (чуть выше 1,20), что достаточно просто взять изделие в руки, чтобы определить его природу. Если они в оправе, нужно определить их показатель преломления, который у них ниже, чем у любого драгоценного камня, на который они похожи. Кроме того, они очень мягкие - твердость их по шкале Мооса равна только ~2,5, и, обладая гораздо меньшей теплопроводностью, чем драгоценные камни, они кажутся теплыми, если до них дотронуться.
Вверх
СЛОЖНЫЕ КАМНИ
Кроме чисто стеклянных имитаций применяют сдвоенные (дуплеты) и строенные (триплеты) камни, склеенные из стекла и натурального камня, из слабо- и густоокрашенных камней, из природного и синтетического камня. Эта методика используется для того чтобы камни в оправе по твердости не отличались от настоящих. Такие подделки прекрасно видны под лупой или микроскопом: на поверхности склеивания наблюдаются пузырьки, расположенные в одной плоскости, кроме того, глядя через коронку сбоку, можно обнаружить, что она не окрашена.Существует много различных комбинаций дуплетов и триплетов. Например, верхняя и нижняя части делаются из природных камней с цветным клеящим слоем между ними, или верхняя часть делается из бесцветною ювелирного камня, а нижняя - из окрашенного стекла. Если дублет для защиты его поверхности прикрыть сверху тонкой накладкой из твердого ювелирного камня, то получится триплет. Тщательно изготовленные составные камни бывает трудно распознать, особенно если они заключены в оправу, скрывающую швы.Подобные имитации легко распознать, поместив камень в масло, что позволяет без труда рассмотреть составные элементы сложного камня. Под микроскопом видно неоднородное строение натурального камня (чаще всего представленного альмандином), для которого характерны включения из пересекающихся игл; на поверхности раздела двух сред с разной оптической плотностью возникает белая световая полоска (Бекке). Склеенные камни могут распасться на куски, если погрузить их в соответствующий растворитель, например в кипящую воду, спирт или хлороформ; однако спекшиеся камни такими растворителями не выявляются.
Вверх
АЛМАЗ
Алмазы отличаются от своих имитаций по физическим свойствам и внутренним особенностям. Основные отличия следующие:
Твердость. Главными отличительными признаками является его непревзойденная твердость, что определяет высокую сохранность полировки и остроту ребер граней бриллианта по сравнению с другими ювелирными камнями. До сих пор нет ни одного минерала или синтетического материала, имеющего столь высокую твердость (10 по шкале Мооса).
Показатель преломления. Большую роль при идентификации бриллиантов играют оптические свойства. Алмаз характеризуется высоким показателем преломления - 2,417. Имитации с более низкими показателями преломления - природный и синтетический корунд, синтетическая шпинель, эвклаз, фенакит, турмалин, топаз, берилл, горный хрусталь и стекла (блеск - стеклянный). Столь же сильным блеском (алмазным) обладают синтетические материалы - рутил, титанат стронция.
Двупреломление. Часто при диагностике используется свойство двупреломления. Наличие четкого двупреломления позволяет точно отличать от алмаза циркон, рутил, ниобат лития, корунд, эвклаз, фенакит, турмалин, берилл, топаз, горный хрусталь. Однако надо помнить, что у алмаза иногда наблюдается аномальное двупреломление.
Дисперсия. Высокая дисперсия показателя преломления определяет его ослепительную игру. Некоторые имитации характеризуются сильной дисперсией, превышающей дисперсию алмаза (синтетический рутил, ниобат лития, сфалерит) или приближающуюся к ней (фианит, ИАГ, циркон, шеелит, некоторые стекла) (из природных имитаций только циркон приближается к нему по дисперсии).
Люминесценция. Надежный метод идентификации алмаза - пропускание рентгеновских лучей: алмаз в рентгеновских лучах прозрачный, а большинство минералов и стекол - непрозрачные. Для алмаза характерна голубая, реже желтая, зеленая и другого цвета люминесценция.
Плотность. При идентификации не закрепленных в изделиях камней рекомендуется использовать определение плотности. При помощи жидкости, плотность которой 3,5 г/см3 (например, разбавленная жидкость Клеричи), можно довольно просто выделить алмазы. Все имитации могут иметь более высокую плотность (фианит, ИАГ, циркон, синтетический рутил, титанат стронция, ниобат лития, шеелит, сфалерит, корунд природный и синтетический, синтетическая шпинель) или более низкую (эвклаз, турмалин, фенакит, берилл, горный хрусталь), чем алмаз. (Только плотность топаза и шпинели близка к плотности алмаза). Плотность стекол колеблется в зависимости от содержания в них свинца, но твердость стекла 5 и поэтому их отличить несложно.
Смачиваемость и теплопроводность. На свойстве хорошо смачивать поверхность основаны различные устройства (например, прибор, на котором определяют контактный угол, рапидографы со специальными чернилами, оставляющими сплошной след на бриллианте и пунктирный - на других камнях).Высокая теплопроводность алмаза положена в основу специального прибора "Diamond Probe", с помощью которого алмаз отличается от всех имитаций.
Определение критического угла. Для алмазов с совершенной бриллиантовой огранкой используются тесты "световой шпиль" и "световая передача", основанные на различии критического угла алмаза и его имитаций.
Включения. Диагностическое значение имеют включения минералов - оливинов, гранатов пироп-альмандинового ряда, хромшпинелидов, коэсита, хромдиопсида, сульфидов (пентландит, пирротин, халькопирит), графита, реже рутила, циркона, дистена, биотита и др.
В ювелирной практике издавна применяли имитации бриллиантов: прозрачные, бесцветные минералы: циркон, корунд, эвклаз, фенакит, турмалин-ахроит, топаз, берилл, горный хрусталь, реже шеелит, сфалерит и др., а также различные стекла с сильной дисперсией, полученной благодаря различным добавкам (главным образом свинца). В настоящее время лучшими имитациями бриллиантов стали новые синтетические материалы, такие как иттрий-алюминиевый гранат (ИАГ), титанат стронция (фабулит), фианит, рутил, шпинель, корунд, ниобат лития и др.
Имитации природными минералами:
Циркон. Наиболее успешно алмаз имитируется обожженным цирконом (бесцветной разновидностью, получаемой путем нагревания) из-за его высокой дисперсии. Этот циркон можно отличить от алмаза по его меньшей твердости (6,5 - 7,5) и двупреломлению* (даже при небольшом увеличении можно наблюдать удваивание ребер нижних граней, если через площадку ограненного кристалла), а также по тому обстоятельству, что из-за меньшего светопреломления некоторая часть света всегда ускользает из нижней части камня, имеющего бриллиантовую огранку. Если все же остаются какие-либо сомнения, можно прибегнуть к определению удельного веса (более высокого, чем у алмаза).
Сфалерит, шеелит.Характеризуется сильной дисперсией, превышающей дисперсию алмаза, более низкой твердостью.
Церуссит. Благодаря сильному алмазному блеску и высокой дисперсии, для имитации бриллианта может использоваться церуссит. При обработке придается бриллиантовая огранка. Обработка церуссита сложна из-за высокой хрупкости. Отличается высокой плотностью (6,4 - 6,6), низкой твердостью (3 - 3,5), низким показателем преломления (1,8 - 2,08), очень высоким двупреломлением, реакцией с HNO3 (растворяется с выделением CO2).
Сфен (титанит). Часто алмаз имитируют титанитом - последний отличается низкой твердостью (5 - 6), сильным двупреломлением (через кристалл наблюдается удваивание ребер, трещин и включений), отсутствием люминесценции в УФ-лучах и очень высоким двупреломлением.
Корунд, топаз, шпинель, эвклаз, фенакит, турмалин, берилл, горный хрусталь. Возможны имитации этими бесцветными минералами, отличающимися сравнительно слабой игрой света (дисперсией), менее ярким (стеклянным) блеском, более низким показателем преломления, двупреломлением, более низкой твердостью.
Имитации стеклами.Наиболее обычные имитации делают из стекла. Гораздо более низкая твердость позволяет легко распознать страз. Дисперсия света в стекле выше дисперсии в драгоценных камнях, и при испытании стеклянных подделок на рефрактометре едва ли можно увидеть окрашенную тень. Поскольку такие камни являются изотропными, они не обладают дихроизмом*, который наблюдается у многих драгоценных камней, а их показатели преломления и удельный вес редко даже приблизительно совпадают с соответствующими характеристиками имитируемых натуральных камней. Характерно присутствие газовых пузырьков различной формы, иногда свилей, сгустков красителей. После непродолжительной носки грани такого камня покрываются царапинами или другими отметинами.
Имитации синтетическими минералами:
Фианит отличается повышенной плотностью (6 г/см3, зависит от вида и концентрации примесей), меньшей твердостью (8,5 по шкале Мооса), отсутствием двупреломления. Бесцветные ограненные фианиты по красоте, блеску и игре цвета визуально практически неотличимы от бриллианта. Это обусловлено высокими показателями преломления (2,14 - 2,18), а также высокой дисперсией света - 0,06.
ИАГ (итрий-алюминиевый гранат) отличается более низким показателем преломления (1,832), низкой дисперсией (0,028), большей плотностью (4,65 г/см3, может варьировать в зависимости от примесных компонентов) и меньшей твердостью (8,5 по шкале Мооса, 1550 кгс/мм2 по Викерсу и 1100 кгс/см2 по данным склерометрии для плоскости {100}).
ГГГ (гадолиний-галиевый гранат) - более низкий показатель преломления (на 0,4), резко более высокая дисперсия (почти на порядок).
Синтетический рутил отличает сильная дисперсия, высокий показатель преломления, повышенная плотность, низкая твердость.
Синтетический шеелит - более низкий показатель преломления и дисперсия, низкой твердостью, большей плотностью.
Ниобат лития отличается высоким двупреломлением, повышенным удельным весом и низкой твердостью, отсутствием свечения в УФ-лучах.
Фабулит отличается твердостью (6,5 по шкале Мооса), плотностью 5,13 г/см3 (значительно выше, чем у алмаза) и почти полностью не отличим по показателям преломления, дисперсии (0,190), изотропности, цвету.
Дуплеты.
Известны и алмазные дуплеты: верхняя часть такого камня делается из алмаза, нижняя - из бесцветного синтетического сапфира, горного хрусталя или стекла; иногда дуплеты "под алмаз" делают из синтетической шпинели (верхняя часть) и фабулита (нижняя часть).
Синтетический алмаз.
Под микроскопом в синтетических алмазах выявляются мелкие столбчатые и пластинчатые включения металла-катализатора, которые никогда не обнаруживаются в природных кристаллах. При больших (порядка 20) увеличениях отмечаются также специфические мельчайшие беспорядочно расположенные бесцветные и цветные включения.
Вверх
САПФИР, РУБИН
На синий сапфир похожи многие камни: бенитоит, кианит, кордиерит, танзанит, топаз, турмалин, циркон-старлит, шпинель; имитируют его также синим стеклом.
Имитации природными минералами:
Бенитоит. Отличается низкими твердостью, плотностью, отсутствием характерных для корунда включений.
Кордиерит. Отличается показателем преломления, твердостью, плотностью. Обрабатывается гранями, при этом для получения наиболее густой окраски площадку располагают под прямым углом к ребрам призмы.
Диоптаз. Имитируется в ограненном или кабошонированном виде. Отличается совершенной спайностью, низкой твердостью, линиями абсорбции.
Кварц. Звездчатые сапфиры имитируют, используя звездчатый розовый кварц; плоская нижняя часть камня покрывается при этом синей эмалью. При другом способе имитации на гладкой нижней стороне синтетического сапфирового или стеклянного кабошона гравируется звезда.
Гранат. За рубины часто выдают гранаты, отличающиеся изотропией (отсутствует двупреломление).
Имитации стеклами.
На рынок поступают также камни с покрытием из синтетического изумруда и имитации из стекла.Имитации из стекла отличаются плотностью (3,40- 4,00 г/см3), показателем преломления (1,40 - 1,66), газовыми включениями; из бериллового стекла - плотностью (2,42 г/см3), показателем преломления (1,52).
Имитации синтетическими минералами.
В начале века научились выращивать синтетические сапфиры, по свойствам очень близкие к природным. С 1947 г. получают также синтетические звездчатые сапфиры ювелирного качества.Синтетические корунды идентифицируют по характерным внутренним особенностям: наличию газовых пузырьков и скоплений, включениям шихты и криволинейной зональности окраски (метод Вернейля), линиям абсорбции и люминесценции (сапфиры). Корунды, выращенные из раствора в расплаве, содержат характерные трещины, включения криолита, платины.
Дуплеты.
Дуплеты "под сапфир" составляют из синего кобальтового стекла и тонкой гранатовой накладки на площадке камня или делают верхнюю часть из зеленоватого сапфира (недостаточно хорошо окрашенного), а нижнюю - из синтетического синего сапфира (либо страза) нужного цвета. Недавно появились дуплеты, составленные из двух мелких природных сапфиров. В настоящее время дублеты чаще всего состоят из тонкой пластинки альмандина, образующей табличку, и приваренного к ней павильона из стекла цвета сапфира.
Вверх
ИЗУМРУД, АКВАМАРИН
Имитации природными минералами.
Имитациями могут служить: диоптаз, зеленый сапфир, хромдиопсид, турмалин, гроссуляр, хризолит, гидденит, флюорит и другие минералы.
Диоптаз. Имитируется в ограненном или кабошонированном виде, отличается совершенной спайностью, низкой твердостью.
Имитации стеклами.
Имитации из стекла отличаются плотностью (3,40- 4,00 г/см3), показателем преломления (1,40 - 1,66), газовыми включениями; из бериллового стекла - плотностью (2,42 г/см3), показателем преломления (1,52).
Имитации синтетическими минералами.
Для имитации изумруда используется синтетическая шпинель и другие синтетические вещества, которые безошибочно отличают от природных камней в ультрафиолетовом свете: синтетические изумруды в отличие от природных прозрачны для коротковолновых ультрафиолетовых лучей.На рынок поступают также камни с покрытием из синтетического изумруда.В настоящее время изумруды широко синтезируют. Для натуральных изумрудов характерно наличие газово-жидких включений, располагающихся в волосовидных трубчатых каналах, вытянутых вдоль оси L6 или трещин различной формы, а также наличие включений минералов.
Дуплеты.
Камни посредственной окраски иногда разрезают по экваториальной плоскости (плоскости рундиста) и внутреннюю поверхность полируют; красящее вещество закрепляют при помощи цемента, которым склеивают две части камня. В сложном камне такого типа, получившем название "смарилл", коронка и павильон вырезаны из слабо окрашенного или низкосортного берилла или изумруда, а необходимая глубина цвета придается изумрудно-зеленым цементом из твердой пасты. В так называемом emeraude soudee (спаянном изумруде) коронку и основание из горного хрусталя соединяют прозрачным зеленым цементом, чтобы имитировать подлинный изумруд; места соединении в таких камнях теперь заделывают, по-видимому, путем спекания. В другой разновидности, soudee sur spinelle (пайке на шпинели), горный хрусталь заменяют синтетической шпинелью.Дуплеты из изумрудов можно отличить по газовым включениям в полости склеивания.
КВАРЦ
Стекла, в том числе кварцевые, являются наиболее распространенными имитациями природных разновидностей кварца, они отличаются меньшей твердостью, изотропны, часто люминесцируют в УФ-лучах.
Авантюриновые стекла, имитирующих авантюрин, производят в различных странах с древних времен. Для них характерно закономерное расположение геометрически правильных (обычно треугольных или гексагональных) включений медной стружки. Кварц и его разновидности отличают от других ювелирных камней по оптическим свойствам, плотности, твердости, отсутствию люминесценции.
Вверх
ОПАЛ
Имитация опала из стекла, получаемая при помощи нагрева и резкого охлаждения последнего, отличается наличием трещинок, заполненных воздухом, тогда как у натурального камня они заполнены твердым материалом.Часто можно столкнуться с имитацией черного опала, получаемой путем пропитки низкокачественного опала раствором сахара с дальнейшей обработкой его серной кислотой.При имитациях и подделках светлые опалы или опаловая матрица для подчеркивания игры цветов окрашиваются в черный цвет. Пористые опалы пропитывают смолами.В 70-е годы был осуществлен синтез благородных опалов.Так как благородный опал часто встречается в виде тонких пленок, довольно распространены опаловые дуплеты, в которых пленка опала искусственно скреплена с какой-либо подложкой, в качестве которой может служить низкокачественный опал, черный оникс, стекло или черная паста.В опаловом триплете опаловая пленка покрывается обработанным в виде кабошона кусочком горного хрусталя, который предохраняет опал от повреждений, но видоизменяет его блеск и иризацию.
БИРЮЗА
Обилие подделок под бирюзу объясняется тем, что бирюза всегда пользовалась огромным спросом, а также дефицитностью природного сырья. Ювелирные разности бирюзы составляют на каждом месторождении не более 5 - 10%. В общем количестве реализуемой на мировом рынке бирюзы более 60% бирюзы облагороженной, окрашенной, уплотненной и синтетической. Бирюза имеет большое количество имитаций:
- облагороженная, прессованная бирюза;
- минералы схожего облика: варисцит, лазулит, хризоколла, халькосидерит;
- минералы окрашенные: ховлит, кварц, халцедон;
- органические материалы (одонтолит);
- искусственные минералы и материалы: стекла, эмали, керамика, пластмасса и др.;
- дуплеты;
Облагороженная, прессованная бирюза:
Природная бирюза отличается от имитирующих ее минералов и других материалов физическими свойствами (твердостью, плотностью, цветом, люминесценцией, восковым блеском и др.) Под микроскопом струстура поверхности природной бирюзы имеет весьма характерный вид: на светло-голубом фоне наблидаются темно-синие диски или беловатые обломки и включения. В синтетической бирюзе при достаточно большом увеличении на более светлом фоне наблюдаются угловатые голубые частицы. Линия абсорбции, характерная для природной бирюзы, отсутствует в спектрах поглощения синтетической бирюзы и имитаций. Тест горячей иглой может выявить облагороженную бирюзу: в месте прикосновения горячей иглы выплавляется парафин или камень обесцвечивается. Пластмассы и смолы от горячей иглы плавятся. Синтетическая бирюза отличается от природной текстурой (под микроскопом) и различным характером взаимодействия с разбавленной HCl. Поскольку бирюза характеризуется довольно широким интервалом физических свойств, ее идентифицируют комплесным исследованием с применением рентгеновских, спектральных (в ИК- и видимой областях) методов и электронной микроскопии (наблюдаются пластинчато-призматические микрокристаллы).
Облагороженная бирюза:
Облагороженная бирюза - низкокачественная бирюза, свойства которой улучшены или восстановлены при помощи добавления смол, силиката натрия, масла или парафина. При хорошей обработке эта бирюза визуально не отличима от высокосортных природных образцов и чаще продается по той же цене, иногда несколько дешевле.
Восстановленная бирюза:
Облагороженную бирюзу не следует смешивать с "восстановленной" бирюзой, изготовленной из смеси пудры, слоновой кости, медистого красителя и цемента. Плотность облагороженной (парафинированной) мелоподобной бирюзы возрастает с 1,8 до 2,45 г/см3, твердость изменяется от 2 до 5. Показатель преломления достигает 1,61, т.е. физические свойства облагороженной бирюзы близки к натуральным образцам так же, как химический состав и структура камня. При этом резко улучшается декоративность камня. Цвет значительной части пористой бирюзы из штата Аризона и Невада (США) восстановлен парафинированием. Качество пропитанной воском восстановленной бирюзы улучшается путем дополнительной цементации ее каким-либо пластиком. Обычно для этой цели используется алкидная смола, с помощью которой укрепляется известковистая бирюза из шт. Аризона. Твердость этих образцов около 3.В последнее время известковистую бирюзу начали цементировать гидрозолем кремнезема, плотность которого 1,21 г/см3. Бирюза, сцементированная кремнеземом, обычно более натуральная, хотя и более бледного цвета, чем сцементированная пластиками. Твердость такой бирюзы достигает 4.
Минералы схожего облика:
Природные непрозрачные, просвечивающие в тонких сколах минералы голубого, голубовато-зеленого цвета зачастую используются в качестве имитаций:
Варисцит и лазулит - минералы, изредка обнаруживающие сходство с бирюзой; оба они представляют собой водные фосфаты алюминия, но не содержат меди.Плотность лазулита составляет 3,1 г/см3 (больше, чем у бирюзы), твердость - 5,5, показатель преломления 1,61 - 1,64. Иногда лазулит называют "голубым шпатом". В отличие от скрытокристаллической бирюзы он представлен тонкозернистым материалом (по данным Р. Вебстера [Webster R., 1975]).У варисцита плотность около 2,4, твердость - 4 - 5, показатель преломления до 1,57. Окраска зеленая, темно-зеленая, голубая, желтая. Блеск стеклянный. Образует корочки, желвачки, редко кристаллы октаэдрического облика. Спайность отсутствует. Наиболее распространенные разности варисцита развиваются в виде глазков, что не характерно для бирюзы. Высококачественный варисцит такая же редкость как и хорошая бирюза, если не более редкий.
Окрашенные минералы:
Окрашенный ховлит - силикоборокальцит, легче бирюзы и мягче ее. Цвет окрашенного материала может быть очень ярким, цена на него значительно ниже.
Окрашенные кварц и халцедон - материал, значительно более дешевле, чем бирюза, предлагается американскими поставщиками драгоценных камней. Эти камни прозрачнее бирюзы, легче (плотность 2,63 г/см3), с меньшим Показателем преломления 1,53 и большей твердостью (6,5 - 7).
Органические соединения:
Одонтолит. В прошлом за бирюзу часто выдавали одонтолит - ископаемую слоновую кость, окаменелые зубы или кости ископаемых животных, частично замещенные фосфатами железа или меди и окрашенные в синий и в зеленый цвет. Внешне очень похож на бирюзу. Показатель преломления одонтолита 1,57 - 1,63. Твердость 5. Плотность выше 3 г/см3. Вскипает от соляной кислоты. В шлифах видна первичная органическая структура минерала. Надежным способом отделения бирюзы от поделочных материалов органического происхождения является способность органики к горению.
Искусственные минералы и материалы:
Удачные подделки получаются при прессовании осадка фосфата алюминия, окрашенного в синий цвет при помощи олеата меди, поскольку он имеет почти такой же внешний вид, твердость и плотность, как и бирюза. В отличие от природного камня искусственный материал плавится в пламени паяльной трубки.
"Венская бирюза" - это имитация, получаемая путем совместного дробления, нагревания (больше 100оC) и прессования смеси малахита, гидроокиси алюминия и фосфорной кислоты. Формула этого материала отличается от бирюзы. Твердость спрессованной бирюзы около 5. Плотность 2,4, при насыщении водой увеличивается до 2,6 г/см3. Показатель преломления 1,45. При нагревании эта подделка чернеет или сплавляется в черное стекло, а не растрескивается как бирюза.
"Синтетическая бирюза" (неолит) - распространена с 1957 г. Камень приятного голубого цвета, иногда с извилистыми прожилками "основной массы". Это смесь байерита и фосфата меди, а основная масса - аморфное соединение железа. Байерит - побочный продукт алюминиевого производства, по составу аналогичен гидраргиллиту. Твердость около 4. Показатель преломления 1,55. Плотность 2,4 г/см3. Практически неолит идентичен венской бирюзе.Искусственная бирюза, состоящая из мелких зерен голубого и белого материала, сцементированных алкидной смолой была создана В 1953 г. в Америке. Твердость этой бирюзы около 2,5. Плотность 1,85 г/см3. В отдельных образцах твердость достигает 3,5, а плотность 2,39 г/см3.
Стекло и эмаль - впервые использовались египтянами за 5 тыс. лет до н. э. для получения материала, похожего на бирюзу. Это был спек кремнезема, карбоната кальция, соды и некоторых медных компонентов. Стеклянные бусы голубого цвета были найдены в усыпальнице Тутанхамона (1350 до н. э.), они были окрашены кобальтом. Современные стеклянные бусы также делают под бирюзовые. Эмали, имитирующие бирюзу, представляют собой слега обесцвеченное силикатное стекло с примесью смеси окислов металлов. Большинство имитаций из стекла имеет более высокую плотность по сравнению с бирюзой.
Пластик - самая дешевая имитация бирюзы. Из него отливают кабошоны, иногда с характерным рисунком паутины. Но окраска пластиковых изделий слишком совершенная. Они легче, мягче, не пористые и без воскового блеска. При использовании коллоидного кремнезема, в качестве связующей массы плотность получаемого материала равна 2,65.
Дуплет. За бирюзу выдают и дублет из халцедона и стекла.
В настоящее время в ювелирных изделиях используется и синтетическая бирюза.
Вверх
ЯНТАРЬ
Прессованный янтарь. Небольшие кусочки янтаря, нагретые без доступа воздуха под гидравлическим прессом, превращаются в однородную массу; этот материал известен как прессованный янтарь или амброид. Прозрачный, полупрозрачный, просвечивает в тонких сколах. Цвет желтый, красный, коричневый, черный и др. (зависит от наличия красителей). Плотность, твердость, хрупкость и показатель преломления обычно аналогичны природному (n иногда повышается до 1,65). Несмотря на то, что прессованный янтарь по внешнему виду и физическим свойствам очень похож на природный, его легко отличить по измененной форме включенных пузырьков, общему характеру структуры течения и цветам интерференции, которые уже не равномерно распределяются по всему полю, а как бы составлены из контрастных кусков (как лоскутное одеяло). Структуры течения в прессованном янтаре прямолинейные, кривые, спиралевидные (типа свилей), шарики плотной основной массы, небольшие сгустки красителя. В отличие от природного такой янтарь размягчается под действием эфира: если поверхность прессованного янтаря смочить ваткой с эфиром, то она становится липкой (в отличие от природного янтаря).
Современные смолы отличаются от натурального янтаря-сукцинита по цвету, плотности, люминесценции и другим физическим свойствам. Копал изотропен, показатель преломления 1,53, в УФ-лучах белый, твердость 2 -2,5, плотность 1,06 г/см3.
Синтетические смолы отличаются физическими свойствами: бакелит - плотность 1,26 - 1,28 г/см3, показатель преломления 1,64 - 1,66, в УФ-лучах инертен; казеин - плотность 1,33 г/см3, показатель преломления 1,55, в УФ-лучах желтый; полистирол - плотность 1,05 - 1,23 г/см3, показатель преломления 1,50.
Пластмассы. При проверке в каком-нибудь неприметном месте, например, около дырочки в бусине, изделия из пластмасс откалываются, тогда как янтарь не крошится. Кроме того, плотность янтаря ниже, чем у пластмасс, а пары, образующиеся при нагревании его обломков на лезвии ножа, издают очень характерный запах.
С давних времен существовала проблема, как РАЗЛИЧИТЬ ископаемые и современные декоративные смолы. К первой группе относятся янтарь из Балтики, Сицилии, Бирмы, Румынии и некоторые янтари из Доминиканской Республики, а вторая охватывает копал, даммар и каури. Возраст смол первой группы насчитывает миллионы лет, а смолы второй группы могут быть образованы даже сегодня, получая их из современных деревьев, растущих в разных частях земного шара.
Существует несколько простых способов отличить первую группу от второй.
Метод соляного раствора.
Средняя плотность янтаря составляет 1,08 г/см3, и поэтому он будет плавать в соляном растворе с концентрацией 10 чайных ложек поваренной соли на 250 мл воды. Пластмассы и современные смолы имеют более высокую, чем янтарь, плотность и будут тонуть. Не забудьте промыть изделие в воде, чтобы на поверхности не образовалась соляная корка.
Метод нагревания.
Исследования проводят с маленькими образцами, взятыми с обратной стороны или незаметного участка изделия. Затем помещают в закрытую пробирку и нагревают. Резкий синтетический запах укажет на пластмассу, сильный аромат будет соответствовать современным смолам. Вопреки расхожему мнению, настоящий янтарь при нагревании издает малоприятный запах, который вряд ли доставит вам удовольствие.
Метод статического электричества.
То, что янтарь, если его потереть, становится отрицательно заряженным и притягивает мелкие кусочки бумаги и т. п., не является диагностическим методом, поскольку многие пластмассы обладают такими же свойствами.
ЖЕМЧУГ
Поскольку высококачественный жемчуг высоко ценился на протяжении столетий, издавна предпринимались попытки имитировать его. Наиболее успешный способ был предложен в 1656 г. французским цветоводом Жакином и с тех пор применяется почти непрерывно. Из легкоплавкого опалесцирующего прозрачного стекла изготовляют небольшие ПОЛЫЕ шарики. На внутреннюю поверхность этих шариков наносят пергаментный клей, удерживающий "жемчужную эссенцию" (essence d'orient), которая изготовляется из серебристой чешуи уклеек - небольших рыбок, живущих в Сене и других реках Европы. После того как этот состав высохнет, полость шариков заполняют горячим воском, опалисцирующим стеклом или песком, чтобы придать им необходимые твердость и вес (который, тем не менее, не превышает 1,55). Такие имитации называются бургиньонским жемчугом.
Другим видом поддельного жемчуга, более обычным в наши дни, являются ЯДРА, покрытые иризирующим материалом. Ядра могут быть изготовлены из стекла, перламутра, целлулоида, пластмассы или других веществ; оболочка также может быть представлена различными материалами. Так, нанесение жемчужной эссенции в виде эмали дает лучший эффект, чем при изготовлении полых жемчужин. Хорошие результаты дает ритмическое многослойное наложение состава, приготовленного на основе желатина. Наиболее дешевые разновидности поддельных жемчужин получают, просто погружая ядра в раствор целлюлозы. Однако, как бы хороша ни была такая имитация, она легко истирается при ношении. Для изготовления ядер розовых жемчужин, которые не иризируют, используют коралл. Иногда имитируют черный жемчуг, вырезая ядра из черного минерала гематита. Плотность таких жемчужин колеблется от 2,33 до 3,18 в зависимости от исходного материала. Возможно использование в качестве ядра опаловидного стекла и алебастра (римский жемчуг), а также гипса-селенита (атласский жемчуг).
Имитациями жемчуга для изготовления брошей, серег или браслетов могут служить РАКОВИНЫ брюхоногих моллюсков вида Turbo petholatus; этот материал называют "раковиной" (shell) или оперкулумом - "китайским кошачьим глазом", несмотря на то, что он не обладает переливчатостью. Указанный моллюск обитает в теплых морях к северу от побережья Австралии. Створки раковин имеют округлую или овальную форму и диаметр от 12 до 25 мм. Верхняя их поверхность выпуклая, фарфоровидная, причем верхушка окрашена в зеленый цвет, переходящий в желтый и белый на одной стороне и в красноватый и темно-коричневый - на другой. Основание створки плоское, покрытое кожицей и несет спиральные линии роста. Эти образования почти нацело состоят из карбоната кальция и содержат менее 1% конхиолина и воды. Обликом и формой она напоминает блистер. (см. ниже). Плотность их колеблется от 2,70 до 2,76, а твердость равна 3,5 по шкале Мооса.
В других имитациях используются части раковин улиток ("антильский жемчуг"), двустворчатых моллюсков ("такарский жемчуг" из Японии) или зубов морской коровы ("дюгоневый жемчуг"). Встречаются на рынке и имитации, сделанные целиком из искусственных материалов.
К имитациям относится, строго говоря, и культивированный БЛИСТЕР-жемчуг ("японский жемчуг") из Австралии: ведь это не настоящий культивированный жемчуг. Такой блистер состоит всего лишь из тонкостенной перламутровой (перламутр от нем. "мать жемчуга") оболочки, а все остальные его части изготовлены техническим путем. Он получается следующим способом: сначала к внутренней стенке раковины моллюска прикрепляют ядро из глины или синтетической смолы, а после того как оно покроется тонкой перламутровой оболочкой, блистер удаляют из раковины (просверливая створку снаружи, вследствие чего моллюск погибает), ядро вырезают из оболочки и заменяют его перламутровой полусферой. Получают подобные блистеры в Австралии, а обрабатывают - в Японии.
ЛАЗУРИТ
В начале 1976 г. под названием "созданный лазурит" (created lazurite) на зарубежные рынки начал поступать материал, полученный во Франции фирмой П. Жильсона. Способ производства этого продукта остается неизвестным, но свойства его по сравнению с природным минералом были освещены в ряде работ. По данным, приведенным в этих работах, лазурит Жильсона обладает фиолетово-синим цветом, идентичным высоким сортам природного лазурита, стеклянным блеском (в отличие от воскового блеска природного лазурита) и полируется несколько лучше природных образцов. Под увеличением видно, что он состоит из агрегата удлиненных частиц с закругленными концами, что отличает его от обычно пятнистых природных образований. Материал изобилует металлическими выделениями, призванными имитировать включения пирита, в нем наблюдаются также растянутые белые хлопья и пятна, не похожие на светлые включения карбонатов в природном лазурите. Коэффициент теплопроводности значительно ниже, чем у природного лазурита, поэтому синтетический материал на ощупь теплее, чем природный. Кроме того, в нем наблюдается отдельность, в то время как природный лазурит имеет массивную текстуру.
В свете мощной лампы накаливания новый материал не просвечивает, тогда как отличительным признаком многих образцов природного минерала является просвечивание в тонком сколе (тень от образца на белой бумаге окружена тонкой синей каймой). Твердость лазурита Жильсона 4,5 по шкале Мооса против 5,5 у природного лазурита. Это проявляется в том, что синтетический материал оставляет на фарфоре густо-синюю черту (черта природного лазурита много слабее), а в процессе царапания ощущается запах сероводорода. Плотность его колеблется от 2,33 до 2,53 г/см3 против 2,5 - 2,96 г/см3 у ювелирноподелочных разностей природного лазурита, а пористость достигает 5,7% (пористость же природного камня практически нулевая).
Методом рентгеновской диффракции было определено, что лазурит Жильсона представлен аморфным веществом и содержит примесь минералов группы содалита - нозеана; обнаружены также следы SiO2, CaCO3 и железа (менее 1%), т. е. это вещество значительно отличается от природного лазурита. Все это позволяет считать лазурит Жильсона не синтетическим аналогом природного минерала, а всего лишь искусной его имитацией.
|
|