|
Попытки подделывать драгоценные камни предпринимались еще в глубокой древности. Археологическими исследованиями установлено, что в Древнем Египте (около 3 тыс. лет до н. э.) изготавливали цветные стекла и глазурь, которые использовали как украшения и амулеты. Египтяне первыми стали фальсифицировать дорогие камни путем изготовления имитаций драгоценных камней.Имитации драгоценных камней из стекла были широко распространены в Древнем Риме. В "Естественной истории" Плиний Старший писал, что карбункулы* (гранаты) "подделываются из стекла так же, как и другие драгоценные камни, познаются они по пленкам внутри и по тяжести, а иногда по пузырькам, светящимся подобно серебру". Имитация хрустальных сосудов изделиями из стекла была доведена до высокой степени совершенства, но на ценность подлинной вещи это никоим образом не влияло. Эта устойчивость цен так много веков назад предвосхитила опыт наших дней: ценность натурального продукта остается неизменной, каким бы ни было искусственное вещество - синтетическим или поддельным.
Плиний описал трехслойный сардоникс, называемый триплетом. Этот материал подгонялся и склеивался из трех слоев - черного, белого и красного. Позже стали применять дублеты, состоящие из двух различных камней - сверху драгоценный, а снизу менее дорогой: горный хрусталь или стекло и т.п.
В 1758 г. австрийский химик Иозеф Штрасс (Штрассер) разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, окиси железа, окиси алюминия, извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки напоминал бриллианты. Ювел. камни. И хотя императрица Мария-Тереза запретила изготовление и сбыт этого стекла, имитирующего алмаз, все же оно (под названием "страз") проникло через Париж на европейский рынок ювелирных камней.
Крупными центрами производства женских украшений из стекла издавна являются Яблонец и Трновец в Чехословакии. Их традицию частично перенял Нойгаблонц (Бавария, ФРГ). Для модных украшений используется дешевое тонкое (дутое) стекло, для имитации ювелирных камней - свинцовое стекло, или флинтглас, с высоким светопреломлением. В тех же целях используются фарфор, синтетические смолы и пластмассовые изделия.
Вверх
КЛАССИФИКАЦИЯ ИМИТАЦИЙ
Таким образом, в настоящее время существуют следующие виды ИМИТАЦИЙ ювелирных камней:
- натуральные минералы схожего облика
- синтетические минералы схожего облика
- сложные камни (дублеты и триплеты)
- стекла и стеклоподобные пасты
Вверх
ИМИТАЦИИ ПРИРОДНЫМИ КАМНЯМИ
Природные камни - творения природы, число их ограничено, обнаружить и добыть их трудно. Красота, долговечность, редкость - таковы три главных достоинства настоящего драгоценного камня. Камни, которым не достает какого-либо из этих свойств, не могут претендовать на то, чтобы считаться драгоценными. Стремление расширить число красивых камней приводит к частому использованию имитаций другими минералами, схожими по внешнему облику, но отличающиеся химическим составом, а значит и некоторыми важными свойствами, например твердостью, блеском или прочностью. Такие камни как циркон, сапфир, топаз, горный хрусталь могут ослепить бликами света, отраженного их поверхностью или исходящего изнутри, но ни один из них не сверкнет как алмаз таинственными лучами. Но, даже обладая порой схожими свойствами, красотой и долговечностью, они не имеют третьего - редкости, чем и определяется их более низкая стоимость. Люди предпочитают редкое красивому, и то, что доступно всем ценится мало. Именно поэтому гранат долгие годы был в немилости, но легко было найти покупателей на капский рубин, который в действительности является одним из гранатов. (см. раздел Торговые термины).
Вверх
ИМИТАЦИИ СИНТЕТИЧЕСКИМИ КАМНЯМИ
Учитывая существенную разницу в стоимости природных и синтетических камней, в качестве имитаций широко используются искусственные драгоценные камни. Имитациями считаются камни, состав и структура которых не соответствуют минералам, за которые их выдают, но имеют с ними внешнее сходство (например, в качестве имитация алмаза могут использоваться фианит, ИАГ, фабулит, синтетический корунд). Искусственные камни (сапфир, рубин, изумруд и др.), имеющие состав и структуру соответствующих минералов, являются не имитациями, а синтетическими аналогами природных камней, что обязательно должно быть оговорено при продаже камня (например, синтетический корунд), так как их стоимость, как правило, много ниже.
Среди новых синтетических соединений, не встречающихся в природе, получена достаточно большая группа монокристалов, обладающих ярким блеском, разнообразной окраской, сильной дисперсией и довольно высокой (6 - 8,5 по шкале Мооса) твердостью, т.е. физическими свойствами, характерными для драгоценных камней, что позволяет их широко использовать в качестве имитаций. К таким соединениям прежде всего относятся титанат стронция - фабулит (и в меньшей мере титанаты других щелочноземельных элементов), иттрий-алюминиевые и некоторые другие синтетические гранаты, стабилизированные кубические двуокиси циркония и гафния (фианиты), окись иттрия, алюминат иттрия, ниобаты щелочных и щелочноземельных металлов и др.
Появление синтетических аналогов природных драгоценных камней, а также других, неизвестных в природе монокристаллов, создало основу для различного рода подделок и других махинаций с ювелирными изделиями.
Вверх
СТЕКЛА
Вводная часть
СТЕКЛО представляет собой твердое вещество, которое получают плавлением при высокой температуре одного кислотного окисла, но чаще вместе с основным окислом, после чего расплав охлаждают достаточно быстро, чтобы не допустить образования видимых кристаллов. В качестве кислотного окисла обычно используют кремнезем в виде песка, но его можно отчасти заменить окислами бора, мышьяка, сурьмы и фосфора, а в качестве основного окисла берут соду или поташ вместе с известью, жженой магнезией, окисями свинца, бария, цинка, таллия или глиноземом. Так называемое опаловое стекло получают путем добавок плавикового шпата (фтористого кальция), криолита (фторида натрия и алюминия), костной золы (фосфата кальция) или реже окиси олова или циркония.
Стекло - наиболее дешевый и распространенный заменитель драгоценных камней. В конце XVIII в. Штрассер предложил рецепт особого свинцового стекла, удачно заменяющего драгоценные камни: 38,2% кремнезема, окиси свинца 53,0 % и поташа 8,8 %. Кроме этого в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту. Этот сплав назван стразом. Для него характерны сильный блеск* и высокая дисперсия*, он хорошо поддается огранке. Такое стекло использовалось для имитации бриллиантов. Позже научились изготовлять цветные стразы. Были разработаны рецепты для получения имитаций гранатов, аметистов, шпинели и др.
Физические свойства
Как химический состав, так и физические свойства стекла изменяются в очень широких пределах, поскольку стекло представляет собой расплав, а не кристаллическое вещество; поэтому, даже если считать, что в него входят одни и те же определенные компоненты, их пропорции можно менять как угодно, а число возможных компонентов очень велико.Применяющиеся в качестве имитации стекла могут быть различной прозрачности (прозрачные, полупрозрачные, просвечивающие в тонких сколах, непрозрачные) и окраски. Физические свойства их зависят от состава, в основном от содержания свинца. Показатели преломления прозрачных стекол 1,44-1,77; твердость 5-7 по шкале Мооса; плотность 2-4,5 г/см3.Стекла изотропны, но со временем у них может появиться оптическая анизотропия. Дисперсия 0,010, в стеклах с большим содержанием свинца может быть выше.
Окрашивание стекол
По рецептуре Штрасса для получения рубинового цвета стразов в стеклянную массу добавляли 0,1 % кассиевого порфира, сапфирового - 2,5 % окиси кобальта, изумрудного - 0,8 % окиси меди и 0,02 % окиси хрома. В настоящее время стекло окрашивают при помощи множества окисей металлов, и соответствующий выбор стекла и красящей примеси позволяет получить почти любой мыслимый оттенок. Перечисленные ниже окиси дают следующие цвета: окиси железа - зеленый, коричневый, красный; окиси меди - голубой, красный; окись кобальта - голубой; окись никеля или двуокись магния - пурпурный в калиевом стекле и коричневый в натровом; окись хрома - желтовато-зеленый; окись урана вызывает флюоресценцию и дает зеленый или желтый цвет; двуокись титана - желтый и коричневый. Определенный оттенок зависит не только от количества красящего вещества, но и от характера стекла или условий плавления. Великолепный рубиново-красный цвет получают, добавляя к стеклу тонко измельченное золото; другие красящие вещества, не являющиеся окисями, дают такие цвета: сульфид кадмия - желтый, селен - красный, соли серебра - желтый, углерод - желтовато-коричневый и сера - желтый.
Классификация стекла
Обычно для имитации драгоценных камней используют два ВИДА СТЕКЛА:
- Кронгласе, оконное, или бутылочное стекло: кремнезем, окислы калия или натрия и известь с окисью железа и окисью титана в качестве красящих примесей. Для слабоокрашенного или бесцветного материала показатель преломления 1,52-1,54, а удельный вес 2,53-2,57; если для окраски добавить большое количество окиси железа, то эти значения будут намного выше: показатель преломления 1,57-1,59, удельный вес 2,66-2,75.
- Флинтгласе, или свинцовое стекло: кремнезем (раньше для него использовали толченый кремень - флинт, отсюда и название стекла), окислы калия или натрия, окись свинца. У материала, который обычно применяют для поддельных камней, показатель преломления колеблется в пределах от 1,58 до 1,68, а удельный вес равен 3,15-4,15. Можно изготовить свинцовое стекло с низким показателем преломления 1,52, удельный вес его будет 2,70; в оптике применяется гораздо более плотное стекло, но стекло этого вида очень мягкое и, следовательно, не годится для украшений.
Свинцовое стекло состава: 38,2% кремнезема, 53,3% окиси свинца, 7,8% карбоната калия и небольшое количество других веществ дает верхний предел значений показателя преломления и удельного веса и используется для имитации бриллианта (страз).
На основе этих двух групп можно изготовить другие СТЕКЛА, частично или полностью заменяя входящие в них компоненты. Так, если часть кремнезема в кронглассе заменить окисью бора, получится боросиликатное стекло, а если часть кремнезема заменить окисью фосфора или фтора,- фосфорное или фтористое стекло. Кроме того, известь в кронглассе можно заменить окисью бария или цинка и получить в результате бариевое или цинковое стекло; а если в свинцовом стекле окись свинца заменить окисью бария или титана, получится бариевый или титановый флинтгласе.
Виды стекол |
Показатель
преломления |
Удельный
вес |
Кронтгласе (бутылочное стекло) |
1,50 - 1,59 |
2,36 - 2,75 |
Кальциево-железистое стекло |
1,57-1,59 |
2,66-2,75 |
Кальциевое стекло |
1,52-1,54 |
2,53-2,57 |
Боросиликатное стекло |
1,50 |
2,36 |
Флинтгласе (свинцовое стекло) |
1,58-1,68 |
3,15-4,15 |
Страз |
1,77 |
3,15-4,20 |
Титаново-железистое стекло |
1,47-1,49 |
2,40-2,52 |
Опаловое стекло |
1,44-1,46 |
2,07-2,15 |
Бариевое стекло |
1,542 |
2,80 |
Берилловое стекло |
1,51 - 1,53 |
2,42 - 2,49 |
|
Следует отметить, что показатели преломления кронгласса (кальциевого и кальциево-железистого) и флинтгласса частично совпадают, хотя показатели преломления первого в целом ниже, но более высокий удельный вес флинтгласса позволяет безошибочно определить тип стекла. С точки зрения ювелиров сорт стекла, имитирующего камни, имеет существенное значение.
|
- У синтетических камней физические и химические свойства такие же, как и у соответствующих натуральных камней.
- Имитации похожи на настоящие только окраской, а их физические свойства и химический состав не имеют ничего общего со свойствами и составом драгоценных камней, подделками которых они являются.
- Берилловое стекло выполняет роль переходной стадии между синтетическими и поддельными драгоценными камнями. Получают такое стекло перекристаллизацией измельченных бериллов в пламени гремучего газа. Такие продукты, как берилловое стекло, имеют химический состав, сходный с составом драгоценных камней, которые они имитируют, но отличающуюся структуру и соответственно другие физические свойства.
Хотя процессы получения синтетических и поддельных камней управляются человеком - между ними нет ничего общего.В настоящее время стекла, имитирующие драгоценные камни, широко используются в ювелирных изделиях.
Применение
Стекла (и пластические массы) ПРИМЕНЯЮТ для имитации полупрозрачных и непрозрачных камней: бирюзы, хризопраза, сердолика, гранатов, аметистов, шпинели и др. Плотность и твердость их невысоки. Свинцовое стекло используется для имитации бриллианта (страз).
Вверх
СТЕКЛОПОДОБНЫЕ ПАСТЫ
Стеклоподобные пасты, особенно метакрилат и аминопласт, дают чистое прозрачное вещество, бесцветное или разных приятных оттенков. Поскольку их легче отливать в форму, чем стекло, ребра камней получаются гораздо более острыми. Пасты характеризуются низкой твердостью (около 2,5 по шкале Мооса), очень малым удельным весом (чуть выше 1,20) и низкой теплопроводностью (теплые на ощупь).
Вверх
СЛОЖНЫЕ КАМНИ
Сочетания природных или природных и искусственных драгоценных камней в одном камне появились на рынке уже несколько столетий назад. Слой драгоценного камня, например черного опала, обычно встречающегося в виде тонких прожилков, наклеивался на прочную основу. Чтобы мягкий минерал выдержал испытание на твердость, поверх него прикреплялся слой кварца или граната путем наклеивания или наплавления до или после огранки. Трехслойный "сандвич", состоящий из пластинок кварца и зеленого стекла между ними, в течение долгого времени успешно выдавался за изумруд.
Различают следующие типы СЛОЖНЫХ (составных) камней:
Дублет состоит из двух разных веществ: верхняя часть (коронка) - из кварца или другого дешевого природного минерала, а основание (павильон) - из окрашенного стекла. Следует помнить, что весь свет, попадающий на вершину камня, должен пересечь павильон вблизи колеты, тогда камень с поверхности будет иметь точно такой же цвет, как и его основание; только глядя через коронку сбоку, можно обнаружить, что она не окрашена. Когда подделку, скажем сапфира, хотят сделать более похожей на природный камень, коронку вырезают из настоящего сапфира, но недостаточно хорошо окрашенного, обеспечивая нужный оттенок окраской страза, из которого изготавливают павильон дублета. В настоящее время дублеты чаще всего состоят из тонкой пластинки альмандина, образующей табличку, и приваренного к ней павильона из стекла цвета рубина, сапфира или изумруда.
Триплет изобретен для случаев, когда на твердость проверяется и основание камня. При этом павильон тоже делают из настоящего камня, а нужного цвета добиваются, окрашивая тонкую пластинку, скрытую в оправе. Камни, например сапфиры и изумруды, посредственной окраски иногда разрезают по экваториальной плоскости (плоскости рундиста) и внутреннюю поверхность полируют; красящее вещество закрепляют при помощи цемента, которым склеивают две части камня. В недавно представленном сложном камне такого типа, получившем название "смарилл", коронка и павильон вырезаны из слабо окрашенного или низкосортного берилла или изумруда, а необходимая глубина цвета придается изумрудно-зеленым цементом из твердой пасты. В так называемом emeraude soudee (спаянном изумруде) коронку и основание из горного хрусталя соединяют прозрачным зеленым цементом, чтобы имитировать подлинный изумруд; места соединении в таких камнях теперь заделывают, по-видимому, путем спекания. В другой разновидности, soudee sur spinelle (пайке на шпинели), горный хрусталь заменяют синтетической шпинелью.
В последние годы достижения в производстве синтетических камней высокого качества значительно уменьшили потребность в сложных камнях.
Вверх |
|